Storossproject.ru

Декор и Мебель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич по технологии 19 века

Кирпичи и кирпичники. Из чего сложили каменный Томск?

«Томское кружево» — оно, бесспорно, деревянное. Но и каменные здания, особенно в центре, создают неповторимый городской ландшафт.

Кирпичный центр Томска, созданный знаменитыми архитекторами Лыгиным, Нарановичем, Фишелем, Бруни не мог бы существовать без людей, организовавших производство кирпича на месте — везти его откуда-либо было делом затратным. О них сегодня и поговорим.

«Кирпичные сараи»

Первой формой производства кирпичей были «кирпичные сараи». Они и были — сараи, в которых размещалась ванна для замеса глины и формовочные столы. Рядом же находился навес для сушки готовых изделий. И обжиг происходил в печах, сложенных на воздухе, тут же.

Первые известные по архивам владельцы «кирпичных сараев»: Лошкомоев, Воробьев и Сумароков, были в Томске уже в начале XIX века. Усадьбы Лошкомоевых и Воробьевых сохранились. Лошкомоевы жили по адресу пер. Песочный, 32 / ул. Средне-Кирпичной, 4, а Воробьевы тоже на углу, но уже пер. Песочный, 44 и ул. Яковлева, 81.

Где конкретно жили Сумароковы, неизвестно. Зато известно, что потомок кирпичника полковник Сумароков в июне 1918 года возглавил офицерское восстание при приближении к Томску чехословацкого корпуса.

От этих мастеров и пошли селиться другие кирпичники и их работники, в районе между улицами Большая Кирпичная (Октябрьская), Средне-Кирпичная, Петровская (Яковлева) и Песочной (переулок Песочный), в честь этого и названный Кирпичами.

Технология производства кирпича вплоть до середины XIX века, была сугубо ручная. Вручную добывалась глина, вручную замешивалась, потом ее накрывали мокрой рогожей, и начинали руками в специальных формах формовать кирпичи. Затем, после высыхания — обжиг. Один кирпич весил около 4 кг.

Производство возможно было только летом, так как сушили кирпичи на воздухе. За сезон на одном «кирпичном сарае» производили от 8 до 10 тысяч штук. На строительство одной усадьбы или церкви требовалось от 100 до 200 тысяч штук кирпича. Так что, подряд распределялся на несколько предприятий и особой конкуренции между производителями стройматериала не было. А на свои дома кирпича не очень хватало: район Кирпичи преимущественно деревянный.

С середины XIX века стали появляться кольцевые обжиговые печи и ленточные прессы, глинообрабатывающие машины, вальцы, глиномялки и бегуны. Все эти приспособления облегчили изготовление кирпича. И, соответственно, производительность заводов увеличилась.

Одним из первых таких высокопроизводительных предприятий стал завод банщика Березина. Он сдал свою баню во рве на Октябрьской купцу Немзеру и основал свой завод, который за лето стал выдавать 200 тысяч штук кирпича.

«Кирпичеделательные заводы»

Но посмотрим на кирпичные здания конца XIX — начала XX века. Кроме обыкновенного кирпича, мы увидим много элементов нестандартной формы. Лекальные карнизные кирпичи, различные клинья, боковики и прочие детали создают неповторимый узор и Общественного собрания (Дом офицеров), и «Торгового дома Е. Кухтерин и сыновья» (мэрия), и корпусов ТГУ, ТПУ, СибГМУ и многих каменных храмов Томска.

Читайте так же:
Лицевой кирпич узкий размеры

Первым такого рода продукцию начал изготавливать «паровой кирпичеделательный завод» Федора Пичугина. Располагался он в то время на юго-востоке за городом, возле месторождения хорошей глины, посреди леса, который рубили на дрова для топлива обжигальных печей. А ещё там был ключ, из которого брали воду для замеса глины. Сам Пичугин решил сам поселиться здесь. Построил дворец с тремя башенками. Сейчас от завода и усадьбы осталось только здание по ул. Косарева, 9. Башенки снесли, все дворовые постройки тоже. Осталась лишь часть главного дома, в которой расположился детско-юношеский центр «Звездочка». Ключ тоже забили, и где-то нашел он другой выход.

Отдельная часть истории кирпичного дела в Томске — строительство университета. Для его постройки понадобилось несколько миллионов штук кирпича. По некоторым источникам — до 15 миллионов. В 1880 году всё томское производство кирпича составляло около 500 тысяч штук за лето, то есть на необходимое количество кирпича потребовалось бы тридцать лет. Поэтому было принято решение построить ещё два высокопроизводительных завода, Петра Михайлова и Захария Цибульского.

При строительстве Технологического института использовались кирпичи с Михайловского и созданного позднее Некрасовского завода.

С этого момента производство кирпича в Томске окончательно становится дело государственным и стратегическим. До такой степени, что в 1903 году «Городской управой был сдан в аренду Томскому Исправительному Арестантскому Отделению № 1-й на 12 лет участок городской земли, под устройство на нем кирпично-делательного завода».

А в 1904 году Городская управа направила «техника П.И. Земскова …в Россию для осмотра производства строительного кирпича, на случай применения его в Томском городском хозяйстве».

Новые здания из старых кирпичей

После революции производство кирпича было сведено к минимуму. И новая власть активно использовала кирпич б/у, разрушая храмы. С одного только Троицкого собора было получено более миллиона штук годного кирпича, из него сложили здание, в котором теперь располагается один из корпусов ТГАСУ.

Затем все же было налажено производство строительного кирпича на бывшем Михайловском заводе, основаны несколько новых кирзаводов. Но из них уже мало что было ценного построено. Иные задачи стояли перед обществом. Иные подходы.

А в Кирпичах все же есть несколько домов, деревянных, но на кирпичном основании. Так вот, эти кирпичи были сделаны голыми руками неизвестных рабочих «кирпичных сараев». Наверное, потому они до сих пор такие крепкие, что были сформованы из глины, замешанной руками, добытой руками. Погладьте их, почувствуйте связь времен.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

История кирпича и развитие его производства

Кирпич является одним из старейших строительных материалов и его применение восходит к глубокой древности. На это указывают постройки, относящиеся к III-II тысячелетию до н.э. Ученым на сегодняшний день не удалось точно найти место первой постройки из кирпича, однако удалось установить, что впервые такие строения стали возводится в Месопотамии, территории, находящейся в междуречье Тигра и Евфрата. И это отнюдь не случайно. Причина – обилие воды, глины и соломы в этом регионе. Именно благодаря этим компонентам местные жители могли быстро воздвигать свои жилища. Технология строительства была проста — строения возводили из соломы, которую затем обмазывали глиной. Под влиянием палящего солнца такие конструкции быстро высыхали, становились твердыми и не пропускали влагу. Эти отличительные свойства глиняных конструкций быстро заметили люди и со временем решили усовершенствовать технологию строительства, чтобы облегчить свой труд. Постройки стали возводится из штучного материала – отформованного бруска, изготовленного из клейкой глины и резаной соломы, которую добавляли для прочности и крепости. Изготовленные таким способом кирпичи под горячими солнечными лучами быстро высыхали и становились твердыми как камень. Постепенно искусственно-созданный глиняный кирпич стал вытеснять из применения натуральный каменный материал. Однако это была еще эра необожженного кирпича или кирпича-сырца.

Читайте так же:
Состав для самодельного кирпича

Впервые техника обжига кирпича в печи была освоена в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют изображения, сохранившиеся со времен фараонов, на которых запечатлены этапы строительства храмов и домов, в том числе и этап производства кирпича. К примеру, городские стены Иерихона выложены кирпичом, имеющим форму, схожую с современными батонами белого хлеба.

Из Древнего Египта и Междуречья, где обжиг кирпича применялся уже в III-II тысячелетии до нашей эры, технология производства керамического кирпича стала проникать и в другие уголки нашей планеты.

Наибольших успехов в развитии производства кирпича, а также возведения зданий и сооружений из него добились древние римляне и греки. Именно в Древней Греции началось производство плоских обожженных кирпичей, которые назывались плинфами (от греческого слова «plinthos» – «кирпич»). Плинфы – кирпичи с размерами 50х50х4,5 см в Древнем Риме и 30х35х2,5 см в Византии. Производство таких кирпичей велось в деревянных формах. После формовки плинфа сушилась на протяжении 10-14 дней, а затем подвергалась обжигу в печах.

Однако около I тысячелетия до нашей эры техника обжига кирпича была забыта из-за трудоемкости и дороговизны производства. Вплоть до IV века массовое строительство сооружений, предназначенных для бедных и средних слоев населения, осуществлялось с помощью кирпича, высушенного под солнечными лучами. Постройки богатых заказчиков возводились из мрамора. Новым толчком к возобновлению массового производства обожженного кирпича стала необходимость быстрого возведения крупных стратегически важных сооружений, например, таких как мосты и крепости, на вновь завоеванных территориях Римской империи.

С началом упадка Римской империи массовое изготовление кирпича на европейском континенте практически остановилось. Возрождение производства кирпича произошло лишь в XI-XII веках по причине стремительного роста и строительства городов (большей частью за счет строительства небольших, всего в 2-3 этажа, жилых домов с торговыми рядами и мастерскими внизу). В эту эпоху появилась фигурная кладка, началось использование кирпича с фигурной поверхностью, покрытого блестящей и прочной глазурью. В XII — XVI веках на территории современной Германии зародился новый стиль в архитектуре – готика. Сооружения готического стиля, как правило, возводились из обожженного керамического кирпича.

Читайте так же:
Как открыть свой бизнес по производству кирпича лего

Кирпич в России

В IV-V столетии в Россию из Византии пришла методика производства глиняного кирпича. Произошло это вследствие крещения Руси в 988 году, так как вместе со священнослужителями из Византии прибыли и строители, привезшие технологию производства кирпичей. Плинфа в те времена являлась главным материалом для строительства храмов, крепостей, теремов и печей. Стоит отметить, что первые мастерские по производству кирпича возникали при монастырях. Однако продукция таких производств практически полностью уходила на нужды самого монастыря.

К XV веку плинфу постепенно начал вытеснять кирпич, близкий по форме и размерам современному – то есть в форме бруска. Как раз на этот период времени и приходится начало расцвета «кирпичного дела» в России. А конкретно все началось со строительства фабрики по производству обожженного кирпича в Москве. Фабрика имела обжиговую печь и по замыслу должна была удовлетворять потребность в кирпиче грандиозную стройку того времени – московский Кремль. В честь итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, запроектировавшего Кремль, такой кирпич прозвали «Аристотелев кирпич». Из такого «глиняного камня», имевшего похожие с современным кирпичом размеры (289х189х67 мм) также были построены стены Новгородского и Казанского кремля, собор Василия Блаженного.

До XIX века технология изготовления кирпича в России была примитивной и довольно трудоемкой. Формовка кирпича велась вручную, сушка производилась исключительно летом, обжиг осуществлялся в малопроизводительных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошла настоящая революция. Впервые были применены кольцевые обжиговые печи, а также ленточный пресс, стали использоваться сушилки для кирпича. В это же время в производстве появились глинообрабатывающие машины, такие как бегуны, вяльцы, глиномялки. В это же время для отделения бракоделов от доброкачественных изготовителей была введена система клеймения продукции. Каждый кирпичный завод обзавелся собственным фирменным знаком — клеймом, которое наносилось на кирпич. Все эти факторы позволили вывести выпуск кирпича на качественно новый уровень.

В 1847 году появился первый стандарт по выпуску кирпичной продукции — «Правила для единообразной прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казенных и частных заводах», в которых было подробно описано, как производить обжиг, сушку, сортировку, ставить клеймо. Этим стандартом фиксировался размер кирпича 6х3х1,5 вершка.

Современный кирпич обрел знакомые нам размеры — 250х120х65 мм — в 1927 году, его вес не более 4,3 кг.

Современные разработки позволили расширить ассортимент кирпича и довести этот строительный материал до совершенства по внешним и технико-технологическим параметрам. Используемый сегодня кирпич обладает всеми свойствами натурального камня, то есть, в первую очередь прочностью, водо- и морозостойкостью.

Более 5 тысяч лет кирпич остается самым популярным строительным материалом и свое первенство не собирается никому уступать.

Музей истории петербургского кирпича

Музей истории петербургского кирпича основан в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете в 1991 году доктором технических наук, профессором кафедры химии Всеволодом Владимировичем Инчиком.
Открытию музея предшествовала 30-летняя работа по обследованию состояния кирпичных конструкций, жилых зданий, промышленных сооружений и памятников архитектуры Санкт-Петербурга. Эти работы проводились с целью выявления механического износа кирпичных стен зданий, сооруженных в Санкт-Петербурге в ХVIII-ХIХ вв. и прослуживших более двухсот лет. При обследовании кирпичной кладки производилось вскрытие стен на глубину до 0,5 метра, вырывались шурфы вдоль фундамента зданий, производилась частичная разборка стен с последующей заменой старого стенового материала на новый. Полученные результаты исследований позволяли прогнозировать долговечность кирпичных конструкций и зданий в целом. Также у отобранных материалов фиксировались размеры и клейма, которые позволяют выяснить фамилии владельцев заводов, места размещения заводов, их мощности, время постройки, техническое оснащение.
Под руководством Всеволода Владимировича было обследовано более 80 зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и др., в числе которых такие сооружения как Исаакиевский собор, Храм Спас-на-Крови, Троицкий собор, Гостиный двор, Этнографический музей, гостиницы «Астория» и «Англетер», Шереметевский дворец, Адмиралтейство, колокольня Петропавловского собора, Юсуповский дворец, здания Сената и Синода, Мариинского театра, Строгановского дворца, а также Новгородский кремль, Софийский собор в Вологде и др.
В период обследований зданий часть образцов кирпичей, извлеченных из обследуемых стен, сохранялось и накапливалось. Таким образом, был создан банк образцов стеновой керамики, которая производилась на заводах Санкт-Петербурга и, главным образом, на заводах Санкт-Петербургской губернии. Этот банк материалов и был положен в основу музея кирпича, который начал свое существование сначала в виде выставки, а затем преобразовался в музей.
Однако самыми первыми образцами будущей экспозиции стали несколько кирпичей, найденные Всеволодом Владимировичем еще в детстве, в годы блокады Ленинграда, на развалинах домов, разрушенных при бомбежках и артобстрелах.
Дизайн-проект музея создан проектной студией СПбГАСУ под руководством главного архитектора университета С. В. Бочкаревой. Автор экспозиции — основатель и руководитель творческой дизайн-мастерской, специализирующейся на создании музейных экспозиций и интерьеров, В. И. Коротков. Проект осуществлялся при финансовой поддержке генерального директора «СМУ-837» Ю. В. Баштина.
Новая экспозиция включила в себя более 400 образцов петербургской стеновой керамики, выпущенной с начала основания Санкт-Петербурга и до конца XIX века. В центре экспозиционного пространства музея находится модель напольной печи для обжига кирпича, выполненная в масштабе 1:20. По периметру музея, под потолком, даны фамилии владельцев кирпичных заводов и фирм, выпускавших длительное время высокопрочный стеновой материал. К таковым относятся: Захаров, Беляев, Кононов, Раненнкампф, Стрелин, Евментьев, Стуккей, Беловенец, Спечинская и др.
Также в музее представлены репродукции рисунков и гравюр, отражающих кирпичное производство XVIII-ХIХ вв., размещены фотографии зданий и сооружений, построенных петербургскими архитекторами, работавшими в университете в середине ХIX в. Такими яркими представителями петербургских архитекторов стали Китнер и Шретер — создатели так называемого кирпичного архитектурного стиля. Ими был сооружен завод, который получил название «Товарищество по обработке строительных материалов». Образцы кирпича этого завода, представлены в музее и имеют клеймо: «ТОСМ».
Экспонаты музея отличаются характером технологии и являются продукцией ручного и механического производства. Продукция XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и не имеет клейм. Образцы керамики XIX века, напротив, отличаются правильными геометрическими размерами, высокими прочностными показателями и наличием клейм почти на всех образцах. Клейма вызывают особый интерес и позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства.
Сбор экспонатов для музея продолжается и представляет собой разновидность археологии, связанной с изучением строительной керамики. Вновь открыв свои двери для посетителей, музей петербургского кирпича будет интересен как студентам, преподавателям и сотрудникам университета, так и школьникам, учителям, историкам, архитекторам, реставраторам, строителям, краеведам и керамистам. В музее проходят тематические лекции по истории кирпичного производства.

Читайте так же:
Проехал под кирпич что будет наказание

Адрес музея: г. Санкт-Петербург,
2-я Красноармейская ул., д. 4
Заявки на посещение музея
принимаются по телефону 575-94-54

Водопоглощение кирпича и плитки

Эту статью мы адресуем тем, кто стремится к максимальному пониманию терминов, которыми с таким удовольствием пользуются менеджеры в компаниях, которые поставляют стройматериалы. Как говорится, доверяй, но проверяй. Информация в данном тексте позволит Вам проверить истинность чьих бы то ни было слов о водопоглощении кирпича или плитки. Мы не будем мучать Вас сухими цитатами из ГОСТов и специфической терминологией. Мы перескажем их Вам простыми словами и поделимся своим опытом.

Что такое водопоглощение

Какое значение водопоглощения оптимально

На что обратить внимание выбирая кирпич или плитку?

В натуральном камне все хорошо: и красота, и долговечность, и монументальная «солидность». Плохо только, что это один из самых тяжелых строительных материалов, соответственно, при возведении коттеджа из настоящих тесаных валунов на фундамент оказывается колоссальная нагрузка.

Сегодня мы расскажем Вам о продукции наших латвийских партнёров, которая заставит Ваш фасад работать правильно и сделает его красивым и целостным. Речь о «Баут». А именно, об арматуре Murfor, кирпичных перемычках Baut и вентиляционных коробочках .

В этой статье мы подробней остановимся на ключевом направлении Мур – пустотелом клинкерном кирпиче премиум-класса.

Словосочетание клинкерная плитка давно на слуху у каждого, кто задумывался о хорошем ремонте в квартире или о постройке загородного дома. Но все ли знают, чем она отличается от не клинкерной и вообще, какая она ещё бывает?

Черный лицевой кирпич, несомненно, один из самых оригинальных и эксклюзивных вариантов.
Благородный черный цвет создает зданию свой особый стиль и эстетику, выгодно отличает его от соседних строений.

Читайте так же:
Сколько нужно кирпича для трубы

Глазурованный кирпич – это облицовочный строительный материал с цветной (чаще глянцевой, но иногда и матовой) поверхностью.

Желтый кирпич – эстетически красивый, жизнерадостный и практичный материал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector